Сайт Вингаловой Светланы

Конспект занятия по теме "Зимующие птицы"

МАОУ Петелинская СОШ С/П детский сад «Ласточка»
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием мнемотаблиц в рассказывании детей дошкольного возраста.

 

Воспитатель: Вингалова С.А.
Образовательная область: Развитие речи.

Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о признаках зимы, зимующих птицах.
Задачи: формирование навыков пересказа и составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная,

познавательно - исследовательская.
Материалы и оборудование:

Предметные картинки с изображением  зимующих птиц, схемы для описания внешнего вида птиц и для пересказа рассказа, разрезные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Воспитатель:

— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

— Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

— Какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

— А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)
 Воспитатель: Как  вы объясните малышам, что действительно сейчас зима, они говорят, что весна? Ответы детей:

— На улице очень холодно (согласна).

— Много снега, скользко (хорошо).

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки).

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна).

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы).

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, к нашему окну прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему парку.

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

  1. Основная часть:

Воспитатель (под музыку зачитывает стихотворение, дети идут за воспитателем).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в парк входите,

Тайны парка не будите.

Воспитатель:

— Как вы думаете, почему так тихо в парке? (Птицы не поют.)

— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

  1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

  1. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

  1. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

  1. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока).
(Дети отгадывают загадки и находят картинки птиц, выставляем их на мольберт).

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно  их назвать? А какие они?

-Зимующие.

Воспитатель: А где вы живёте, есть эти птицы? ( В нашем селе Петелино эти птицы есть).

Воспитатель: Хорошо, как приходиться птицам зимой, когда стоят сильные морозы?

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю и надеюсь, вы внимательно послушаете и сделаете для себя определенные выводы.


Рассказ о воробье.

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам, пережить лютую зиму.

 

- Что вам понравилось в  рассказе?
- Когда и где  гуляли девочка и мальчик? ( Маша и Витя )
- Кого они увидели? ( воробья )
- Кто первый предложил помощь?
- Как они помогли воробью? ( положили в рукавичку и отнесли домой )
- Что сделал Витя ? ( кормушку)
- Чем закончилась эта история?
- А зачем птицам кормушка? ( чтобы есть птичкам )

- А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

-Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

- Какой ребята сделали поступок? (хороший )

Воспитатель: Я еще раз хочу послушать рассказ? (Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на снег, и  все слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ,  вы мне поможете, и мы вместе прочтем при помощи картинок.

Воспитатель: Молодцы, вы может  пересказать наш рассказ дома в кругу семьи?
Физкультминутка
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).


Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

 Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.

(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

 Ребята, давайте соберем картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

 Д/и «Сложи птичку»

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

- Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)

- А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

- А зачем? (Человек их подкармливает.)

- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

 Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные, но чтобы было понятно, о какой птице вы расскажите, сначала опишите ее внешний вид.

(детям, у которых возникает затруднения, предлагаются схемы описания внешнего вида птиц). Схема расположена на интерактивной доске.

 (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях и  о строении птиц.)

Д/и «Скажи какая? Какой?»

— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
3. Итог занятия.

Педагог:

— Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия.

Оставить комментарий: